Музыкальное досье: Vibe Trio

Vibe Trio — это проект джазовых музыкантов, исследующих в своем творчестве воздействие разных звучаний на сиюминутное состояние и мироощущение, как слушателей, так и самих себя. Музыканты убеждены, что главная сила музыки состоит не в возможности доставлять эмоции, а в возможности высвобождать их; что музыка, исполняемая с минимальным вмешательством эго, способна рассказать каждому человеку о себе самом. Vibe Trio можно назвать нейрохирургами человеческих душ, проводниками в подсознательное. Возможно в их музыке вы услышите себя.

Сколько каждый из вас занимается музыкой?

Дмитрий Литвиненко (ударные): 31 минус 24, сколько будет? С 7 лет.

Сергей Артемов (бас-гитара): Я лет 18, наверное.

Михаил Лышенко (клавишные): Я лет 20. Если считать с самого начала.

Дмитрий: Просто тогда это музыкой ещё нельзя было назвать. (улыбается)

Сергей: А джазом гораздо меньше.

Дмитрий: Да, джазом я начал заниматься гораздо позже, лет в 14. Когда в оркестре играть начал.

Михаил: Я где-то с 15.

Сергей: Я лет с 16.

Какими инструментами каждый из вас владеет?

Дмитрий: Это смотря в какой степени.

Сергей: Я учился в музыкальной школе на фортепиано. И до сих пор могу нажимать какие-то аккорды. Не так, чтобы перфоменс на сцене, но сам дома могу открыть ноты и поиграть Шопена. Шучу, конечно. (смеются)

Дмитрий: Я немного играл на баяне, в музыкальной школе пару классов закончил. И могу на гитарке так просто, по дворовому поиграть песню. И на барабанах, конечно. Но на гитаре, наверное, все музыканты умеют играть.

Михаил: Я могу на баяне, на гитаре, на барабанах.

Дмитрий: Кстати, на барабанах очень классно играет. (смеются)

Михаил: На аккордеоне ещё могу.

Дмитрий: Я ещё кое на чем играю. Просто не было такого класса, как «ударная установка» в музыкальном училище. Есть класс «ударных инструментов», они не включают в себя барабанную установку, а включают отдельно малый барабан, отдельно литавры, тарелки и всё, что есть в симфоническом оркестре. А основные инструменты там — это вибрафон, маримба и ксилофон. Этим я тоже в своё время владел.

Сергей: Не мало. (смеются)

Музыкальное образование у вас есть?

Сергей: Нет, у меня нет, я только музыкальную школу заканчивал. И то, я не закончил, я только 6 лет отучился там и поступил в училище. А в училище три года на теории и полгода, собственно, на контрабасе и бас-гитаре. (улыбается) Но не закончил.

Дмитрий: Я закончил муз училище. Потом проучился полгода в консе в одной, полгода в другой и решил, что мне это не надо. (смеётся) И в консе тоже решили, что мне это не надо. (смеются) Точнее сначала они решили и отдали мне документы. И тогда я сказал: значит и мне не надо. (улыбается)

Сергей: Я думаю, что это было взаимно. (улыбается)

Дмитрий: Я считаю точно также.

Михаил: А я закончил музыкальное училище и консерваторию нашу в Днепре.

Сергей: До сих пор там завис, работает. (смеётся)

Дмитрий: Можно сказать, что у нас больше самообразование просто. Слушаем много, ездим на концерты разные. К счастью, стало много джазовых событий происходить, даже у нас в городе: мастер-классов, концертов, фестивалей. В общем, самообразование больше.

Сергей: Конечно, это единственный выход. Вообще, без самообразования не будет ничего.

Михаил: И самобичевание.

Сергей: И самобичевание, да. (смеются)

А сколько у вас готовых композиций, которые исполняете на концертах или вообще?

Сергей: Готовых, написанных больше, чем мы исполняем, естественно. Я не знаю, сегодня у

нас было сколько, ты считал, Дима?

Дмитрий: 10.

Сергей: Сегодня было 10 песен. И ещё 10 точно есть, наверное.

Дмитрий: Это именно авторских. А ещё есть разные аранжировки стандартов.

Сергей: Кавера на популярные песни.

Дмитрий: Мы играли Lady Gaga, Nirvana.

Михаил: Стинга пару песен. Björk.

Дмитрий: Много разных.

Сергей: Вообще материала предостаточно.

А если выделять основные эмоции и чувства, которые вы хотите передать со сцены слушателям, что это будет?

Сергей: Много разных тем есть и эмоции разные. Нельзя сказать, что у нас есть какая-то определённая сверхзадача, которую мы хотим донести, нет. Разные темы, разные состояния, в этом, собственно, и идея нашего названия. Хотя сегодня, когда я объяснял, что такое «Vibe», рассказывал, что мы пытаемся передать атмосферу какую-то определённую, мне сказали: «Так, разве не все музыканты этим занимаются?». Я говорю: «Ну, да, вообще-то все». (смеётся) Но не все называются Vibe Trio. (смеются) Вообще у людей разные идеи бывают. Когда я пишу темы, у меня нет такой идеи, которую можно выразить словами. Собственно говоря, если бы я мог её выразить словами, наверное, я бы писал стихи, а не музыку. (улыбаются) А это какое-то чувство, какая-то эмоция, которую сложно передать. Потому что музыка — это искусство в действиях, в движении. Начинается с одного, а потом идёт развитие, которое приводит к чему-то другому. А если умножить это на джазовую импровизацию, то вообще открываются бесчисленные возможности. Потому что композиция может быть об одном, а завтра что-то произойдёт в жизни, и она будет совершенно о другом. (смеётся)

Дмитрий: Например сегодня, когда мы играли «Heavy Door» и я наконец-то понял, что в конце, когда мы заканчиваем долгую часть и эта дверь реально падает. При чём ещё так, знаешь, на куски разбивается. (смеётся) Такие бывают чувства прямо на сцене. Поэтому, естественно, нет какой-то одной эмоции.

А как вы считаете, музыкой без слов легче донести свою идею слушателям или со словами было бы проще?

Сергей: Знаете, есть такая цитата, я не помню чья. «Если это не глупость, то это нельзя положить на музыку». Иногда слова мешают. Музыка непосредственно воздействует на эмоции, на желания, на личностное. Поэтому, на самом деле сложно пытаться вкладывать какой-то месседж в инструментальную музыку. Потому что каждый человек, слушая, найдёт для себя что-то свое. Свои ассоциации из жизненного опыта. У кого-то хватает переживаний, чтобы погружаться глубоко в музыку, у кого-то, может быть, не хватает.

Какой минимум и максимум людей собирали на концертах?

Дмитрий: Минимум — человек 15. (улыбается)

Сергей: Сегодня, кстати, было очень мало. И это, примерно, минимум. 10-15. А максимум — было больше 50 точно.

Дмитрий: То есть, не много.

Сергей: Да, меньше ста — максимально.

Дмитрий: Мы играли на больших площадках, но это были не наши сольные выступления, а какие-то сборные концерты.

Сергей: Конкретно этим составом мы успели собрать 50-60.

Дмитрий: А если учитывать всех официантов и барменов, то будет человек 80.

Сергей: Да, если посчитать всех, кто проходил на улице мимо. (смеются)

Дмитрий: А ещё соседей сверху, которые присутствовали просто. (смеётся)

А если попробовать составить портрет вашего слушателя, кто ваша аудитория?

Михаил: Джазовые музыканты. (смеются) Их всегда больше всего. А если обычного слушателя…

Сергей: Мне всегда хотелось, чтобы это был любой случайный человек и ему бы понравилось, и он заинтересовался джазом. И начал слушать больше джазовой музыки. И пришёл в нашу церковь джазовую. (смеются)

Дмитрий: Сейчас есть достаточно креативная молодёжь, музыканты, которые приходят на концерты и что-то для себя черпают. Многим это нравится.

Михаил: Это люди интересующиеся.

Сергей: Творческие энтузиасты.

Дмитрий: Назовём их так.

(улыбаются)

Автор: Алина Миронова

Фото: Миха Кисенко

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *